Для правильного полноценного развития малышу необходимо чувствовать рядом маму, слышать знакомые удары сердца. Не упускайте возможности лишний раз погладить ребенка, прижать его к себе. Очень важно чутко и быстро реагировать на все проявления дискомфорта. Не бойтесь избаловать кроху, дайте ему почувствовать, что любите его, заботитесь и поддерживаете.
С самых первых дней относитесь к малышу как к личности, сопровождайте свои действия ласковым разговором. Поощряйте улыбки малыша: эмоциональное общение имеет мощный развивающий эффект.
С самого первого мгновения разговаривайте с малышом как можно больше. Ребенку необходимо слышать речь взрослых, и она должна быть ему адресована. Малыш должен понимать, что это не просто шумовой фон или ничего не означающие звуки. Обращаясь к ребенку, постарайтесь сопровождать словами свои действия. Малыш легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что с ним или вокруг него происходит.
Описывайте события, времена года, игрушки, их цвет, размер и другие особенности. Помните, что много информации ребенок получает не из самих слов, а из сопровождающих их интонации, мимики и жестов. Не забывайте о том, чтобы ваша речь была грамматически правильной, четко произносите все слова: использование «детского» языка навредит формированию «нормальной» речи ребенка.
Чем увлечь малыша, когда он бодрствует?
Для малыша игрушка — это источник получения новой информации и развития органов чувств (тактильной чувствительности, зрения, слуха, моторики). Для взрослого — это способ привлечения внимания ребенка, инструмент общения. Играя, малыш приобретает новые знания и двигательные навыки, развивает интеллект. Покупайте игрушки, изготовленные только из безопасных для малыша материалов, и такого размера, чтобы он не мог их проглотить. Не размещайте вокруг кроватки слишком много предметов и игрушек, внимание малыша не будет на них задерживаться. Для ребенка хватит 2-3 игрушек, которые необходимо менять через 5-6 дней, так как ребенок перестает на них реагировать.
Дети от природы музыкальны — еще до рождения у человека формируется мелодический слух. Нередко при «правильном» музыкальном воспитании дети, приобщенные к миру музыки, уже в 3-4 месяца могут воспроизвести услышанную от мамы мелодию. Музыка может помочь, если у малыша есть проблемы со здоровьем. Для этого существует музыкотерапия. Помните, что музыка не только лечит, но и необходима ребенку для интеллектуального и эстетического развития его личности.
Игры с пальчиками
На формирование и развитие речевой функции ребенка существенно влияет мелкая моторика — тонкие движения пальчиков рук. Систематические упражнения по их тренировке стимулируют кору головного мозга и способствуют развитию мышления и внимания. Такие тренировки можно начинать с 2-х месячного возраста. В этот период важное значение отводится массажу. Поглаживайте кисти рук ребенка по направлению от кончиков пальцев к запястью, беря каждый пальчик, сгибайте и разгибайте его. Большой пальчик нужно отводить вперед-назад и в стороны.
Оставляя кроху в одиночестве, включайте ему детские песенки и сказки. Но не телевизор! Телевизор завораживает малышей, но постоянная смена картинок на экране является слишком серьезным раздражителем для незрелой детской психики и может стать причиной перевозбуждения.
Игрушки
Игрушки играют большую роль в формировании физического и умственного развития. Они развивают органы чувств (слух, зрение, тактильное чувство), а также создают хорошее настроение.
В зависимости от того, какой вид активности развивают игрушки, их делят на:
1. Сенсорные — погремушки, цветные шарики, колокольчики, дощечки или шарики с поверхностью различной степени шероховатости, естественные материалы (листья, цветы).
2. Моторные — каталки, коляски, прыгалки, тележки, различные машины.
3. Эмоциональные — кукла, игрушка в виде мишки, кошки, собачки, курочки и других домашних животных.
4. Подражательные — предметы быта (миски, ложки, кастрюли).
5. Исследовательские — ящики или коробочки (выдвижные и закрывающиеся), вкладные матрешки разной величины, пирамидки.
6. Строительные — крупный и мелкий строительный материал, разнообразных форм кирпичики, кубики, простые и окрашенные в различные цвета.
Каждому возрасту соответствует определенный тип игрушек в зависимости от того, какие органы чувств и какие движения задействованы при манипулировании с ними.
При покупке любой игрушки убедитесь, что она соответствует возрасту. Рекомендуемый возраст должен быть указан на упаковке. Не старайтесь покупать игрушку для более старшего возраста — это, во-первых, может быть опасно, во-вторых, не принесет желаемого ускорения развития.
Читайте в этом разделе: Песенки - потешки | Игрушки от 0 до 3 мес | Игрушки от 4 до 6 мес | Игрушки от 6 мес до 1 года | Занятия с малышом 0-6 мес | Занятия с 6 мес до 1 года | Обучающие занятия | Как развивается речь? | Малыш и другие дети |