Как правильно менять подгузник? Когда вводить прикорм?

Во что одевать малыша? Какие нужны прививки?

Как делать массаж грудничку?

Как купать новорожденного?

Какие нужны игрушки?



Ненавязчивая реклама



   Тихие и шумные дети

Достаточно условно можно разделить детей на „шумных" и „тихих!". Первых больше, но и тихонь немало. Почему же дети становятся „шумными" или „тихими"? И как нам себя вести с теми и другими?

Наверное, многим родителям приходилось наблюдать в детском саду такие сцены. Привели в группу двух детей. Один устраивает истерику, ревет, бьет ручками и ножками... Конечно, малыша пытаются успокоить, приласкать. В общем, все внимание — этому юному скандалисту. А в это время какая-нибудь тихая девонька, попрощавшись с мамой, сидит в уголке...

Лед и пламень

Только что эта малышка крепко-крепко и долго-долго обнимала свою маму. Однако сколько можно прощаться? Надо же и на работу успеть. Мама мягко, но очень решительно отрывает дочь от себя, уходит, улыбнувшись и помахав рукой. Этого, впрочем, никто не видит, кроме самой Людочки (так зовут нашу тихую героиню). Все заняты буйной скандалисткой Алиной.

Пока Алину успокаивают, стирают с ее красного личика слезки и сопельки, поправляют на ней колготки и вообще возвращают ей нормальный человеческий облик, Людочка сидит в уголке, сжавшись, сгорбившись, как старушка. Унылая и печальная. Но не плачет, ни о чем не просит. И никто на нее не обращает внимания.

...Дальше мы вынуждены слегка удивиться. Дело в том, что после зарядки и завтрака, на прогулке, Алина весело бегает, играет, замечательно себя чувствует. А Людочка все еще уныла, хотя уже не так печальна. Она тоже играет, но вяло и не с другими детьми, а сама по себе. Просто копается в песочке.

Когда дети возвращаются в группу, оказывается (еще одна неожиданность!), что Алина и Людочка — подруги! В группе они играют вместе, у них один набор кукольной мебели и одна на двоих коляска (хотя куклы две). Правда, если кроткая Людочка охотно уступает подруге, Алина может и вспылить.

Однажды Людочка подошла к воспитателю и сказала:
— А знаете, Алина меня ударила!

Это она не жаловалась и не ябедничала: с горьким удивлением сказала. В смысле: чего же ожидать от людей, если даже лучшая подруга меня бьет! Однако воспитатели нашей маленькой пессимисткой довольны. Не слышно ее, не видно, никаких с ней проблем. Она послушная: что ни скажешь — беспрекословно делает. В общем, то ли она есть, то ли ее нет. Идеальный ребенок!

С Алиной — страшно эмоциональной, капризной и взрывной — проблем, конечно, немало. Поэтому о ней обычномного говорят взрослые, она всегда на виду. А тихую, как мышка, Людочку просто не замечают.

Буря в стакане воды

Зададим себе вопрос, который может показаться странным. Когда ребенок плачет в три ручья (или в тридцать ручьев), устраивает истерику — это хорошо или плохо? Разумеется, не для нас, взрослых, — для него самого?

Выясняется интересная закономерность: многие такие дети психологически весьма устойчивы. Вот как Алина, например. „Разрядив" свои отрицательные эмоции,они быстро успокаиваются и затем прекрасно себя чувствуют. Да, эмоции у них бурные, но кратковременные. Похожи на огонь от зажженной соломы, который ярко
вспыхивает, быстро разгорается, но так же быстро гаснет.

Поскандалив, поплакав, малыш часто через несколько минут уже весело бегает и играет. Получается, ему самому такая эмоциональная разрядка не только не вредит, но даже в каком-то смысле приносит пользу. Он легко избавляется от своих отрицательных эмоций, выплеснув их вовне, и таким образом восстанавливает мир в своей душе.

Понятно, такое поведение признать совершенно нормальным мы, взрослые, все-таки не можем. Но эта статья не об импульсивных детях (а среди малышей таких большинство), а как раз о сдержанных, таких как Людочка: не умеющих проявлять свои эмоции, прячущих их глубоко в себе.

Очень часто причина такого поведения ребенка — повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость.Такой ребенок обращает внимание на многое, чего большинство других детей не замечают, на какие-то вроде бы незначительные нюансы поведения.

У меня была знакомая 3 лет от роду, которая наотрез отказывалась ходить в детский сад, потому что воспитательница по ошибке несколько раз ее неправильно назвала. Малышку зовут Тая (Таисия). А воспитательница постоянно ошибалась и говорила: „Таня". Конечно, обидеться, когда его не так назвали, может любой ребенок (даже школьного возраста). Ведь для ребенка имя — часть его самого. Назвать его не тем именем — значит символически отрицать реальность его существования! Тут есть на что обидеться! Но эта обида — на минуту, не больше. А вот Тая оказалась особо ранимой.

Итак, тихие дети-интроверты очень часто не умеют проявлять свои эмоции, а потому эти эмоции (если они отрицательные) „разъедают" их души изнутри. Мы, взрослые, далеко не всегда об этом догадываемся. Наоборот, у такого ребенка, как Алина, все наружу, все видно и понятно. Демонстрируя свои эмоции, такой малыш добивается еще и внимания взрослых, что для всех без исключения детей очень важно. Тихий же страдает от недостатка внимания. Но так как он тихий, то не умеет привлечь к себе внимание — и от этого страдает еще больше. Получается замкнутый круг. Разорвать его можем только мы, взрослые.

Эмоции „шумного" ребенка яркие, но неустойчивые, постоянно сменяют друг друга. Эмоции „тихого" могут быть очень длительными, но, не проявляясь столь ярко, они не привлекают нас, и мы о них не знаем.  Есть такая поговорка: „Пустая посуда гремит". Частенько это можно сказать и о „шумных" детях. Именно их переживания, такие внешне эффектные, нередко вызываются сущими пустяками: это бури даже не в стакане воды, а в чайной ложечке. Напротив, переживания „тихих" детей — даже совсем маленьких — бывают на удивление глубокими.

Вот, например, что рассказал о себе четырехлетнем теперь уже взрослый человек, студент, которого можно уверенно отнести к числу „тихих": „Я почти не помню своего раннего детства. Но хорошо помню, как в первый раз мы ездили на море. Наш дом стоял на самом берегу. Вечером мама меня укладывала спать и уходила. Я оставался один, а внизу тихо шумели волны. И я испытывал странные переживания: мне казалось, что я где-то, а не в нашем доме, что меня уносит, я то ли лечу, то ли плыву. Это было и интересно, и страшно. До сих пор, стоит мне ночью закрыть глаза, я слышу плеск морской воды".

На такие переживания менее впечатлительные „шумные" дети, как правило, не способны. Тонкие, творческие натуры чаще попадаются среди „тихих" детей. Из них могут получиться и неврастеники, а могут — писатели, музыканты, ученые. Большинство„шумных" становятся „обычными" людьми. Они плывут по жизни широкими взмахами, легко адаптируются почти к любым внешним условиям и неплохо себя чувствуют.

„Тихие" же, когда их что-либо ранит, норовят „уйти на дно" и спрятаться там в какую-нибудь норку, иногда — надолго. Поскольку современное общество ориентировано на потребности большинства, а большинство составляют „шумные", то наши герои склонны жить на обочине общества, создавая для себя особые маленькие ниши. И начинается это уже в детском саду.

Всегда в сторонке

Еще одна проблема „тихих" — массовое воспитание и обучение в садах и школах. В этих условиях „шумные" чувствуют себя лучше. „Тихий" ребенок может хорошо учиться, но чувствует себя все же менее комфортно.

Однажды в младших классах начальной школы я наблюдал такую сценку. Кончились уроки, дети прибежали в раздевалку за своей одеждой. Детей много, гардеробщиц две. Большинство толкается, дерется, кто-то тянет руку через головы товарищей, задевая и ударяя по этим головам. Шум, гам. А у стены стоит крохотная девонька. Испуганно смотрит на эту куча-мала. Почесывает голову. Потом достает мобильный телефон, звонит. Мне удалось разобрать, что звонила она маме. Видимо, мама ее ждала и нужно было объяснить, почему приходится задержаться.

Я взял у этой девочки номерок и получил ее одежду. Но так будет не всегда. В следующий раз она опять будет стоять у стены, пока толпа не рассосется.

Трудно, но интересно

Следует ли из всего сказанного, что быть „тихим" плохо, а „шумным" хорошо? Что „тихость" — это своего рода недостаток? Нет. Это индивидуальность, но не недостаток. Недостаток — это когда чего-то не хватает. Того, что вообще-то должно быть. Особая чувствительность, ранимость — не недостаток. Наоборот — достоинство. Как я уже сказал, многие деятели науки и культуры — это бывшие „тихие" дети. Они наблюдательнее, тоньше, а потому способны достичь успехов в интеллектуальной творческой деятельности.

„Тихие" дети лучше различают нюансы человеческих отношений, из них нередко получаются и хорошие психологи. Такие люди менее склонны поддаваться нажиму извне, они внутренне упрямы, нравственно более стойки. Так что проблемы „тихих" детей часто возникают из-за того, что мы не умеем с ними общаться и их воспитывать.

В общем-то, эта статья написана с целью высказать одну простую мысль: „Тихие" дети более трудные. Они сложнее, глубже, тоньше, в их внутреннем мире бывает непросто разобраться. Их воспитание требует более „тонкой обработки", а значит, более высокой квалификации воспитателя.

Хорошо, что в мире есть разные люди. Странное это понятие — „не такой, как все". В сущности, оно лишено содержания. Нет никакого стандарта, под который нужно подгонять детей. Так что, если ребенок не создает шума, не плачет и не жалуется, это еще не значит, что с ним нет проблем. Тихая вода глубока. В тихом омуте черти водятся. Так ведь это и интереснее. У вас „тихий" ребенок? Радуйтесь этому: вам будет интересно с ним!

Автор статьи: Вадим Слуцкий, педагог

Памятка родителям:

Что стоит учесть родителям, если у них „тихий" ребенок?

1. Попробуйте понять, почему малыш такой. Это темперамент или особая ранимость, неуверенность в себе или застенчивость?

2. Если ребенок не умеет проявлять эмоции, редко чего-то требует, постарайтесь научиться понимать, что ему нужно, без явных просьб с его стороны: это требует наблюдательности и внимания к малышу.

3. "Тихие" дети часто страдают от недостатка внимания. Привлекать его криком и шумом они не умеют, а взрослые, занятые своими делами, замечают детей только тогда, когда возникают проблемы. Поэтому к „тихому" ребенку следует быть особенно внимательным.

4. Не стоит заставлять кроху играть с другими: это еще больше оттолкнет ребенка от шумных игр. Однако очень часто такой малыш сам хотел бы побегать со всеми, но стесняется или боится. Тогда подтолкните его, но очень мягко, деликатно.

5. То, что ребенок „тихий" и медлительный, не должно вызывать отрицательной оценки („Ну что ты опять копаешься?!", „Хватит уже сидеть в уголке, пошел бы побегал!"). Если малыш особо чувствительный, то под влиянием такого рода реплик он будет считать себя ущербным. А это ведь не так. Принимайте ребенка таким, какой он есть.

6. „Тихие" дети труднее привыкают к детсаду. А им-то он особенно нужен, ведь такой малыш трудно сходится с людьми, осваивается в новой обстановке. Хорошо бы заранее договориться с воспитателем о том, чтобы он учитывал индивидуальность ребенка, уделял ему больше внимания, не травмировал резкими замечаниями, помогал втягиваться в общие дела и игры.

7. Чтобы дисциплинировать „тихоню", лучше апеллировать к его чувствам („Ты огорчил маму!"), а не заставлять что-то делать. Такие дети очень привязаны к близким, а кроме того, они вообще внешне послушные, хотя внутренне могут быть очень упертыми и самостоятельными. Давление на такого ребенка может привести к душевной травме.

 
 

Читайте также: Начало раздела - Детская психология - психологические проблемы малышей | Малыш капризничает | Истерики после года | Хочу! Дай! | Сказки - это важно! | Этот сложный взрослый мир | Кризис веры |


 
Главная | Источники информации | Контакты | Карта сайта

© 2010 г. Все материалы, размещенные на сайте взяты из открытых источников, и принадлежат авторам.
Цитирование материалов с обязательной гиперссылкой на сайт "Мамки-Няньки".